Финансовая грамотность
Официальные документы
Федеральные и региональные документы:
- Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 07.09.2018 N 449-рп "О Координационном совете по повышению финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
- Приложение 25 «Региональная программа «Повышения финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2022 - 2030 годы» к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2021 года № 634-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования».
Новости и анонсы
Информационно-просветительские материалы
Защита прав потребителей финансовых услуг
СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ С ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ
Банк России обязан защищать интересы потребителей на финансовом рынке следующими способами:
1. Мониторинг за соблюдением финансовыми организациями обязательных условий договора,
2. Препятствие навязыванию услуг,
3. Препятствование сокрытию от клиентов существенной информации,
4. Препятствование введению потребителей в заблуждение и другим недобросовестным практикам.
Банк России защищает права потребителей финансовых услуг по двум направлениям: реактивное, то есть работа с жалобами и обращениями потребителей, превентивное, когда Банк России сам выявляет сам выявляет на рынке практики, которые могут навредить интересам потребителей финансовых услуг, и работает над их устранением.
Связаться со специалистами Банка России можно обратиться следующими способами:
по телефонам контактного центра, который работает круглосуточно, без выходных. 8 800 300-30-00 - бесплатно для звонков из регионов России +7 499 300-30-00 - в соответствии с тарифами вашего оператора 300 - бесплатно для абонентов сотовых операторов
в чате мобильного приложения «ЦБ онлайн». В мобильном приложении «ЦБ онлайн» у вас есть возможность в любой момент получить онлайн-консультацию от специалистов Банка России. Операторы чата 24/7 готовы ответить на вопросы о финансовых продуктах и услугах, порекомендовать порядок действий в сложной ситуации, пояснить значение того или иного термина и многое другое.
Отправить обращение в Банк России можно через Интернет-приемную. Банк России отвечает на обращения в среднем в течение трех дней, но рассмотрение сложных случаев может требовать больше времени, так предельный срок ответа установлен законом и составляет 30 дней (с возможностью продления до 60 дней, если вопрос требует особенно серьезного надзорного разбирательства).
Ссылки на достоверные источники по финансовой грамотности для населения
Координаты, справочная информация
Заседание ресурсного центра "Финансовая грамотность"
27 октября 2022 года на базе Пойковской школы №4 прошло заседание ресурсного центра "Финансовая грамотность".
В начале заседания заместитель директора МКУ "ЦБО" Голудина Елена Викторовна представила доклад по теме "Функциональная грамотность - базовое образование личности". Елена Викторовна также рассказала о работе ресурсных центров на базе школ Нефтеюганского района на 2022-2023 учебный год.
Руководитель ресурсного центра Иванова Наталья Ивановна провела для педагогов семинар-практикум по теме «Нетворкинг. Формирование финансовой грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности».
Во второй части заседания прошли открытые уроки.
Учитель математики Куть-Яхской школы Неупокоева Рената Валерьевна провела в 7 классе урок по теме "Моя банковская карта".
Педагог Куть-Яхской школы Северина Лилия Михайловна провела с учащимися 2 класса занятие по теме "Разумные траты".
В третьей части заседания были проведены мастер-классы для педагогов по формированию финансовой грамотности на уроках и во внеурочное время.
Учитель русского языка и литературы Куть-Яхской школы Путилина Марина Альбертовна провела мастер-класс «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев».
Учитель истории и обществознания Каркатеевской школы Граждан Лариса Юрьевна провела мастер-класс «Покупка продуктов в магазине «Магнит» для приготовления ужина».
Учитель математики Каркатеевской школы Головина Галина Владимировна провела мастер-класс «Приглашаем в пиццерию».
Педагоги на высоком уровне представили опыт работы в рамках заседания ресурсного центра по формированию финансовой грамотности обучающихся.




















Планы работы, отчеты по формированию финансовой грамотности
Информация для родителей
Карманные деньги: за и против
В нашей стране нет закона, по которому родители обязаны выдавать детям карманные деньги (к примеру, в Германии власти рекомендуют родителям, сколько евро в месяц выдавать детям разного возраста). Решение, давать или не давать, всегда остается за семьей. Но правильному обращению с финансами ребенка могут научить только родители.
Аргументы противников карманных денег:
- все необходимое у ребенка и так есть;
- он все равно потратит их на ерунду;
- он не будет знать цену деньгам;
- он станет жадным, будет шантажировать родителей.
Такие риски действительно существуют, если родители не пытаются воспитать в ребенке правильное отношение к деньгам, а просто откупаются от него:
- дают ребенку бессистемно большие суммы;
- не подсказывают, как рациональнее использовать деньги;
- не обсуждают с ребенком его неразумные траты, а ругают его за них;
- используют метод кнута и пряника — дают или не дают деньги в зависимости от поведения ребенка.
Аргументы сторонников карманных денег:
- ребенок научится ставить и достигать финансовые цели;
- оценит преимущества финансовой независимости;
- поймет цену деньгам, научится сберегать и тратить с умом;
- не только научится пользоваться наличными, но и освоит современные средства платежа (банковскую карту, электронный кошелек) — при поддержке родителей;
- не будет комплексовать на фоне сверстников, у которых есть деньги на карманные расходы, — а это важно для подростков.
Такое положительное влияние карманных денег возможно, только если сами родители действуют ответственно:
- выдают ребенку регулярно небольшие суммы (вне зависимости от его поведения или отметок в школе);
- помогают подобрать инструменты для накопления (будь то конверт, копилка или банковская карта);
- обсуждают с ребенком его траты, его права и обязанности в отношении денег, делятся своим опытом, анализируют его опыт — тема денег не должна быть стыдной и неудобной;
- придерживаются правил: например, если ребенок потратил все деньги, выданные ему на неделю, за день и просит еще — ему придется подождать назначенного дня.