НРМОБУ "Куть-Яхская СОШ"
628335, ХМАО-Югра, Нефтеюганский район, п. Куть-Ях, дом 7В
  • Для учителей и родителей

    Социальными называются опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей.

    Носителями социальных опасностей являются люди, образующие определенные социальные группы Особенность социальных опасностей состоит в том, что они угрожают большому числу людей. Распространение социальных опасностей обусловлено поведенческими особенностями людей, отдельных социальных групп.

    Основными предпосылками возникновения социальных опасностей (СО) можно считать:

    • низкий духовный и культурный уровень;
    • алкоголизм; бродяжничество;
    • неудовлетворительное материальное состояние;
    • плохие условия существования;
    • проблема брошенных детей и детей-сирот; 
    • социальная незащищенность;
    • политическая и экономическая нестабильность;
    • безработица и др.

    Виды социальных опасностей:

    • политические : терроризм; экстремизм; сепаратизм; национализм; геноцид; шовинизм и др
    • экономические : безработица; бедность; незаконная миграция; конфликты в сфере услуг и др
    • демографические : перенаселение планеты; нарушение воспроизводства населения; социальные болезни (ВИЧ/СПИД, туберкулез)
    • семейные, бытовые : насилие в семье; безнадзорность; наркомания; алкоголизм; проституция; сектантство и другие опасности.

    Противодействие терроризму и экстремизму

    Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности как отдельно взятой личности, так и общества в целом.

    В современном мире подростки сталкиваются с огромным потоком информации, который они зачастую не в силах осмыслить. Далеко не все молодые люди способны самостоятельно справляться со стрессом, решать свои проблемы и выходить из сложных жизненных ситуаций.  Подростки полны внутреннего протеста, поэтому поддаются влиянию экстремистской и террористической пропаганды - начинают вести себя агрессивно, асоциально, так, что их не отличить от обычных хулиганов.

    Группой риска, на которую могут повлиять экстремисты, принято считать подростков с 13-ти лет. В это время активно осуществляется формирование личности.

    Каковы мотивы вступления в экстремистские группы? Они разнообразны: социальный протест, невежество, искаженное понимание религии, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость и др.

    Экстремизм и терроризм для молодых людей становится способом трансляции агрессии. В реальной жизни дети и подростки часто могут наблюдать агрессивное поведение в семье, в отношениях между родителями и родственниками, в действиях окружающих людей, в образовательных учреждениях среди сверстников и т.д.

    Недостаток теплых отношений может стать причиной острого внутреннего кризиса формирующейся личности, что, в свою очередь, может найти воплощение в поведении, которое не отрицает экстремизм и терроризм, как выход накопившихся эмоций.

    Агрессивные формы поведения транслируются также через СМИ, интернет, просмотр художественных фильмов, это тоже не проходит даром, становясь быстрым способом обучения. Компьютерные агрессивные игры в этой области дают возможность закрепить новые формы поведения и сформировать готовность к их реализации. Оказывать свое негативное влияние может и музыка, которую слушают молодые люди. Часто в текстах песен могут содержаться призывы к отклоняющемуся от норм поведению. И ведь эти призывы реально действуют.

    Каковы признаки подростка (парня или девушки), который попал под влияние экстремистов и террористов?

    Первое – это изменение поведения подростка: манера поведения становится грубой, резкой, появляется жаргонная лексика. Одежда и внешний вид также меняется, так как экстремисты обычно действуют под "флагом" какой-либо субкультуры.

    Также на страничке в социальной сети появляются ролики с экстремистко-политическими или экстремистко-религиозными текстами.

     На компьютере оказывается много сохранённых ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистско-политического или социально-экстремального содержания, псевдонимы в Интернете, пароли и так далее носят экстремально–политический характер.

    Появляются внезапные, не похожие на его обычное поведение выходки; внезапные прогулы; накопление денег, интерес к оружию, его изготовлению и покупке; приобретение оружия.

    У подростка пропадает эмпатия. Он не может понять эмоции другого, не сочувствует. В поведении прослеживается нравственное недоразвитие и  нереалистичность. Он приносит домой предметы или атрибуты, которые могут использоваться как оружие.

    Подросток может начать осуждать манеру одеваться лиц женского пола, не следующих канонам религии, а также членов семьи.

    Одним из признаков попадания в такую компанию является отказ от компьютерных игр, если раньше подросток в них активно играл.  

    Также подросток пытается поговорить с родителями о политических, социальных, религиозных темах, высказывает суждения, которые носят признаки нетерпимости.

    Как же себя вести, если вы заметили в подростке признаки экстремистских действий?

    Помните! Опасность от влияния экстремистских направлений подстерегает детей, когда они оказываются предоставленными сами себе.

    Наблюдения специалистов показывают, что в экстремистские группировки попадает в основном молодёжь, родители которых сделали в своей жизни акцент на финансовое обеспечение, а не установление добрых отношений между членами семьи. При работе с подростком необходимо кардинально изменить образ прежней жизни, прежних взаимоотношений с окружающим миром, чтобы допущенные ошибки и пережитые неприятности более не повторились.

    Прежде всего сохраняйте хладнокровие, но действуйте решительно, соблюдая следующие правила:

    1. Не заявляйте ничего категорически и не выясняйте отношений на повышенных тонах, чтобы не увеличивать протест подростка. Попытайтесь откровенно поговорить, раскрыв ребёнку свои тревоги о нём, показав любовь и заботу. Выясните причину его радикальных настроений.

    2. Помните, что слишком настойчивое и ожесточённое разубеждение не даст результат, а, наоборот, окажется на руку тем, кто обрабатывает сознание вашего ребенка.

    3. В беседе на интересующие подростка темы старайтесь применять «контрпропаганду» экстремистским течениям, приводя примеры из жизни известных людей и истории из собственного опыта, когда положительные устремления человека помогли ему осчастливить других, сделав его самого при этом авторитетом для многих.

    4. Ограничьте общение подростка с людьми, которые могут оказывать на него негативное влияние, если вы знаете лидера группы – прежде всего, изолируйте ребёнка от него.

    5. Закройте доступ ко всем подозрительным ресурсам в сети Интернет. Для этого изучите настройки Вашего компьютера – многие производители антивирусного оборудования предлагают такую опцию, как «родительский контроль».

    6. Если конструктивного диалога с ребёнком не получается – обязательно обратитесь к профессиональному психологу. Укрепите личность подростка, чтобы повысить его психологический иммунитет. Главным уязвимым местом в личности, с точки зрения его вербовки, является искаженное представление о себе, своей ценности, своих реальных и потенциальных способностях. Это становится условием для низкой самооценки, неуверенности в себе, неосознанном стремлении к компенсации этих неприятных состояний. Как следствие - высокая степень внушаемости, низкий уровень критичности, неконтролируемая восприимчивость к внешнему воздействию.

    Будьте внимательны, берегите себя и своих близких!

    Телефон «Горячей линии»  Общественной палаты РФ  88007008800

    Горячая телефонная линия «Ребенок в опасности» 89028147423

    Детский телефон доверия 88002000122

    Ответственность за участие несовершеннолетних в несанкционированных митингах и несогласованных политических акциях

    Несанкционированный митинг - это собрание граждан для выражения общественного мнения не получившее официального разрешения, согласия, осуществляемый без санкции какой-либо инстанции (правительства, мэрии и т.д.).

    Порядок проведения публичных массовых мероприятий – митингов, собраний, шествий, установлен Федеральным законом № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

    Несовершеннолетние в этом случае никак не освобождены от ответственности. Этот закон запрещает несовершеннолетним выступать организаторами публичных мероприятий — в том числе политических. Организаторы несанкционированных политических мероприятий привлекаются в первую очередь.

    Соответственно, если дети или подростки нарушают правила проведения таких мероприятий — в том числе идут на несанкционированный митинг или шествие и тем более позволяют там себе хулиганские выходки, – они подлежат ответственности наравне с прочими участниками правонарушения.

    Разумеется, при вынесении решения суд учтет их возраст — но не более того.

    ПРИМЕНЯЕТСЯ НАКАЗАНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ

    Для большинства подростков обман со стороны организаторов по поводу отсутствия ответственности за правонарушения для несовершеннолетних становится ясен только тогда, когда суд назначает реальное наказание. Первоначально задержанные за подобного рода нарушения отделываются административными наказаниями. Но этим дело может не ограничиться. Не стоит забывать, что при повторных правонарушениях наличие предыдущих наказаний будет уже отягчающим обстоятельством.

    Обычно к нарушителям применяют ст. 20.2 и 20.2.2. КоАП РФ, которые предусматривает административное наказание как за «нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования», так и за «организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка».

    По этим статьям предусмотрены наказания и для организаторов, и для участников незаконных политических мероприятий. И если со ст. 20.2 в основном многим все ясно, то следующая ст. 20.2.2 начала применяться всего несколько лет назад и поэтому относительно малоизвестна. Статью ввели в ответ на оргхитрости инициаторов акций, заведомо направленных не на протест как таковой, а на провокацию столкновений с представителями органов правопорядка.

    На всякий случай процитирую длинный перечень действий, за участие в которых может последовать ответственность (в том числе по этой статье): «… участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры».

    Наказания по обеим статьям для участников незаконных мероприятий аналогичны. Все вышеперечисленное вместе или по одиночке может стоит нарушителю от 10 до 20 тысяч рублей штрафа или обязательных работ на срок до пятидесяти часов. Если же при этом был причинен вред чьему-либо здоровью или имуществу или нарушение совершено повторно, в силу вступит уже более серьезное наказание: штраф на граждан от 150 до 300 тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов. Предусмотрен также административный арест на срок до 30 суток.

    При этом семья подростка, вынужденная уплатить штраф, может пострадать не только материально. Дело в том, что наказаны за их действия могут быть не только сами несовершеннолетние участники несанкционированных мероприятий, но также их родители и законные представители. Для них может наступить ответственность по ст. 5.35 КоАП. По этой статье привлекают к ответственности взрослых за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

    Если ваш ребенок попал на незаконный митинг и был там задержан за какие-то действия, значит, вы не выполнили свои родительские обязанности. Штрафы по этой статье (ч.1) небольшие — от 100 до 500 рублей. Но при повторном нарушении семья может привлечь внимание органов опеки и попечительства, чьи действия всегда весьма неприятны, вплоть до лишения родительских прав и определения несовершеннолетнего в приемную семью или в детский дом.

    ВПЛОТЬ ДО УГОЛОВНОГО

    Самое неприятное, если в действиях гражданина, задержанного за участие в несанкционированном публичном мероприятии, имеются признаки уголовного преступления. Правда, к подросткам «уголовные» статьи» за такого рода действия практически не применяются.

    Напомним, что в УК РФ имеется статья 212 «Массовые беспорядки». По ней участникам таковых светят весьма реальные сроки — от 3 до 8 лет (п.2 ст. 212 УК РФ).

    В той же статье имеется часть 3, которая определяет наказание за призывы к массовым беспорядкам. В качестве таковых вполне может рассматриваться «флэш-моб», если ваш сын принимал в нем активное участие, а само мероприятие закончилось отнюдь не мирно для окружающих. Данное правонарушение наказывается «ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок».

    Возможно также применение судами ст. 213 УК РФ – «Хулиганство». Это «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу». Одним из квалифицирующих признаков этой статьи служит действие «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».

    Санкции по статье весьма серьезны: штраф от 300 до 500 тысяч рублей или в размере зарплаты (дохода) за период от двух до трех лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы до двух лет, либо принудительные работы до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.

    Если же хулиганство сопряжено с сопротивлением представителям власти, да еще и в составе группы, штраф доходит уже до миллиона, а предельный срок принудительных работ или отсидки — до 7 лет.

    Несовершеннолетние в этом случае никак не освобождены от ответственности. Административная ответственность наступает для них с 16 лет.

    В период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации остро стоит вопрос соблюдения закона при проведении агитации.

    В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

    По Российским законам и международным нормам дети не должны втягиваться в политическую деятельность, поскольку являются несовершеннолетними и недееспособными. Принимать участие в политической жизни и голосовать на выборах человек может только после своего 18-летия. Организаторы акций, которые привлекают к участию в них несовершеннолетних, не только вторгаются в их личную жизнь и учебный процесс, но и могут спровоцировать у детей нарушения психики.

    Особое внимание следует уделить положениям статьи 5.12 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах, содержащих информацию о выборах Президента, о выдвинутых кандидатах на должность Президента, без информации об их тираже, дате выпуска, источнике их оплаты и иных сведений влечет административную ответственность для граждан в виде штрафа от 1 до 1,5 тысяч рублей.

    Распространение таких агитационных материалов на несанкционированных протестных акциях образует совокупность административных правонарушений.

    Право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей у ребенка отсутствует в силу его возрастных, психических и интеллектуальных особенностей. Данное право реализуется только с достижением совершеннолетия.

    Внимание родители! Несогласованные публичные мероприятия могут быть сопряжены с нарушением общественного порядка, в ходе которых могут пострадать и ваши дети. Напоминаем родителям о необходимости контроля за действиями своих детей, особенно в местах массового скопления граждан.

    Профилактика межнациональных конфликтов экстремисткой деятельности среди несовершеннолетних обучающихся

    В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи.  

    Экстремизм - это деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта - демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта.

    Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

    Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

    1.​ Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом Российской Федерации.

    2.​ Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

    Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.

    Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

    Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

    В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

    В-четвертых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

    Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

    Во-первых, обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).

    Во-вторых, криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).

    В-третьих, рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).

    В-четвертых, наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

    В-пятых, использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

    В-шестых, использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

    На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

    Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» ? «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. 

    Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

    Исходя из этого, вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

    1.​ Информирование молодежи об экстремизме, об опасности экстремистских организаций;

    2.​ Проведение педагогических советов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, классные часы и родительские собрания, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности; 

    3.​ Особое внимание следует обращать на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном;

    4.​ Пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образа жизни: организация летнего отдыха и временного трудоустройства несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и подростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий. 

    5.​ Развитие толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;

    6.​ Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;

    7.​ Научить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека. 

    8.​ Создание условий для снижения агрессии, напряженности;

    9.​ Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала  молодежи: (например, занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.).

    Особое внимание следует уделять подросткам, находящимся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. 

    Памятки для родителей

    Памятки для педагогов

    Минцифры России подготовлен перечень проектов, направленных на противодействие идеологии терроризма в молодежной среде (далее – проекты):

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике